Семейное обучение

Подготовка ребенка к школе

Подготовка ребенка к школеПодготовка ребенка к школе — всеобъемлющее понятие. Это и развитие различных навыков и знаний, и психологическая подготовка, и материальная, от подготовки рабочего места дома до покупки формы и ранца. Все три составляющих важны и, в общем-то, неотделимы друг от друга.

Я хочу написать сегодня о «технической» части, то есть о знаниях и базовых навыках, которые пригодятся ребенку в школе.

Такая подготовка ребенка к школе начинается многими родителями чуть ли не с рождения ребенка.

Ребенок еще не говорит, а ему уже показывают карточки со словами, четко проговаривая их. На стене развешивают яркие плакаты с различными формулами и таблицу Менделеева. Едва малыш научился ходить, а его уже записывают в хореографический кружок…

В результате некоторые дети так устают от дошкольной учебы, что на школу у них уже нет сил. Кроме того, часто подготовка ребенка к школе заключается в том, чтобы заранее пройти с ним всю программу 1-го класса. И первом классе такому ребенку ужасно скучно. Мотивация теряется. А родители разводят руками.

Сейчас многие поборники раннего развития ссылаются на книгу «После трех уже поздно» Масару Ибуки. Грубо говоря, надо успевать «впихнуть» в ребенка знания и умения, пока его мозг впитывает всё, как губка. То есть до исполнения ему 3-х лет. Но в России и в СССР и до появления этой книги родители массово занимались ранним развитием детей. Выходили книги для массового читателя Бориса и Елены Никитиных, Шалвы Амонашвили, Николая Зайцева. Думаю, и у вас есть свои любимые фамилии, ведь со 2-й половины 20 века методики педагогов-новаторов стали широко известны.

Сейчас одновременно и проще, и сложнее заниматься развитием своего ребенка. Проще, так как вся информация максимально доступна. Сложнее, так как многое решает финансовая составляющая.

Книги и развивающие пособия сейчас дороги, так как производство не субсидируется государством. Недавно решила я заменить книжки, которые в 1981 году подарили мне родители. Эти красивейшие книжки мы зачитали чуть не до дыр. А сейчас в магазинах появились переизданные эти же  книжки, где полностью повторены и шрифт, и иллюстрации. Оказалось, книги, которые купили мне в 1981 году, стоили по 0,80-1,20 рублей. Те же самые книги, переизданные, стоят по 300-700 рублей. Разница в 400-500 раз! Но выход, конечно, найти можно, читая книги в библиотеке или же в электронном виде. Раскраски и прописи можно найти в Интернете и потратить деньги только на распечатку.

Кружки и секции сейчас в основном тоже платные. Очень немногие сферы детских «развивашек» как-то поддерживаются государством или муниципалитетами. Поэтому финансово стало сложнее обеспечить ребенку разностороннее развитие. Родители часто останавливаются на одном-двух направлениях, не больше. У нас в городе с недавних пор полностью бесплатны посещения всех школ искусств, но только если ребенку уже есть 7 лет. А есть ли что-то бесплатное для дошколят, я даже не знаю, вряд ли.

Сейчас подготовка ребенка к школе — это проблема исключительно родителей. Поэтому выбрать, куда ходить ребенку и чем заниматься, решают только родители.

Как я готовила своих детей к школе?

Старших детей я, как молодая и активная мама, старалась «развивать» чуть ли не с рождения. В том числе показывала слова на карточках, вырезала какие-то карточки развивающие, рисовала, делала пальчиковую гимнастику, занималась аппликациями, перебирали крпу для развития мелкой моторики. Кроме того, у нас были «развивашки», к счастью, не с самого рождения, а чуть позже. В общем, все свои педагогические таланты я реализовала)) И в этом плюс для меня. Были ли плюсы для детей? Безусловно. Действительно, у них с раннего детства прекрасная память, отличная речь, фантазия, богатый словарный запас  и т.д., и т.п. Старшая очень рано начала читать. Хотя надо сказать, что средняя, несмотря на все мои усилия, пошла в школу практически не читающей, так как активно и даже демонстративно сопротивлялась раннему обучению. Но минус в том, что я в силу своей неопытности и, может, молодости, слишком давила на детей. Это повышало их тревожность и снижало самооценку. Где-то пострадало и физическое здоровье, так как я недостаточно обращала внимание на необходимость достаточной двигательной активности. Потом это довольно сильно мешало детям в школе, да и в обычной жизни.

С младшей  дочкой таких ошибок (я надеюсь) не совершаю. Хотя никто не может дать гарантий, что я не делаю неправильно что-то другое, что увижу только спустя время. Думаю, сейчас у меня нет той горячности и неумеренного энтузиазма, как в 25 лет. Можно сказать, что появился здоровый пофигизм. Приоритеты сместились в сторону здоровья. Интеллект ребенка развивается не только во время занятий. Мы достаточно много времени проводим вместе, читаем, обсуждаем явления природы во время прогулок, беседуем, что хорошо и что плохо. Дочка смотрит детские передачи о животных и т.п. Сложно в настоящее время вырасти незнайкой, как мне кажется.

А вот подвигаться ребенку вволю, побегать, попрыгать, полазать по деревьям, поиграть в прятки, погонять мяч, живя в городе, практически негде. И вот на интеллектуально подготовленных, но физически неразвитых к 7-ми годам детей навешивают тяжелый рюкзак и заставляют сидеть по многу часов за партой. И ладно, если только в школе. Бывает часто, что после обычной школы ребенок идет в художественную или музыкальную школу, где тоже практически не двигается. Конечно, если ребенок и родители выбирают семейную форму обучения, то надобность в тяжелом портфеле отпадает. Но если не сформировать двигательные привычки, то дело с большей вероятностью кончится сколиозом. Вот поэтому я считаю, что главное — сохранить здоровье к школе. И если у меня вдруг будет выбор только из двух секций — физкультурной или интеллектуальной, я выберу физкультуру. 

Моей младшей дочке в будущем году идти в школу. Пока она посещает детский сад. В детских садах есть разные платные кружки. Туда приходят педагоги дополнительного образования и ведут занятия. Еще совсем недавно такого не было. И после детского сада надо было вести уставшего за день ребенка на вечерние занятия. Теперь занятия встроены в расписание дня детского сада. Это очень удобно, экономит время родителей и сохраняет здоровье ребенка. 

Дома мы читаем книжки. Как я дочке, так и она мне. Играем в шахматы, если есть желание. Надо бы, конечно, еще когда-то тренировать руку для письма. Но пока эта часть у нас западает. Нам лень.

Наше расписание

Итак, чем занята дочка в неделю, помимо детского сада :

  • 2 раза в неделю в садике у дочки секция по футболу. Развиваем крупную моторику, на которую почему-то часто не обращают внимания. Кроме того, футбол — командная игра. А навыки взаимодействия у многих детей «западают».
  • 1 раз в неделю в садике кружок пения. О пользе музыки говорить не буду, и так понятно.
  • 1 раз в неделю в садике кружок робототехники. Здесь развивается мелкая моторика. Кроме этого, дочка получает начальные навыки в программировании, алгоритмике, механике, электронике и т.п.
  • 1 раз в неделю в садике кружок ментальной арифметики. Модная штука нынче, о ней все говорят и пишут. В прошлом году попробовали, и нам понравилось. Дочка легко считает в уме. Не проблем с переходом через десяток, как это часто случается при традиционном обучении математике.
  • 3 раза в неделю, помимо садичных занятий, водим дочку в шахматную школу. В прошлом году был кружок в садике. Но она быстро из него выросла. Теперь за плечами у дочки уже один выигранный клубный турнир и один городской турнир.

Еще 1 раз в неделю я вожу дочку в школу на «воскреску». Подготовка ребенка к школе здесь прямая — это как репетиция школьных занятий. С уроками, переменками, домашними заданиями. Дочке нравится учительница, на уроках интересно, когда идем домой, всегда рассказывает, чем занимались.

Вообще-то я бы не заморачивалась конкретно с этими занятиями, так как по результатам диагностики дочка к школе готова. Она достаточно хорошо читает, считает, слушает и запоминает текст. Нормально сидит на занятиях, может сосредоточиться на время урока (особое спасибо шахматам). Ну, и мотивация не поиграть и найти подружек, а получать знания.

У меня пока нет 100-процентной уверенности в том, что в следующем году я полностью буду работать удаленно. Пока дочка маленькая, я должна быть с ней. А бабушку с дедушкой грузить не хочется лишний раз. Проект семейного обучения реализуем только при условии достаточности моего удаленного заработка.

Если дочка не будет получать образование с 1-го класса через семейное обучение, то нужна хорошая школа. Отдавать ее в школу по прописке (переполненную и не самую лучшую) не хочется. Если уж идти в традиционную школу, то к проверенному учителю, с хорошей системой безопасности, непереполненными классами. Желательно, чтобы начальная школа была в отдельном здании. По факту в выбранную мной школу дополнительно (не по прописке) попадают только дети, ходившие в «воскреску» и успешно прошедшие тестирование. Ну, вот мы и ходим))

Минусов здесь я не вижу, кроме немаленьких расходов. Плюсов гораздо больше.

Приглашаю также почитать о нашем опыте посещения детского сада и школы.

Если вам интересны статьи об организации семейного обучения, то их можно прочитать здесь.

2 комментария

  • Христина

    Отличное расписание у младшей, как мне кажется. А на танцы или что-то такое не хотите отдать?

    • alexandrandrewna

      Возможно, в следующем году будут танцы. Во всяком случае, что-то, связанное с музыкой.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.